Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

«ВО ВСЕЛЕННОЙ» Итак, Феодорит завершает свое северное двенадца­ тилетнее пустынножительство, достойно увенчав первую проповедь христианства крещением лопарей и строи­ тельством церквей на берегах Нивы, Колы и Туломы. Надо полагать, его призывает к себе святитель Макарий, приметивший Феодорита еще в 1530 году, когда он при­ ходил в Новгород вместе с Трифоном. К лету 1533 года Феодорит возвращается «во вселенную» (в Новгород) к святителю Макарию, скорее всего, вместе с иеромона­ хом Илией. Академик Е. Е. Голубинский находит противоречие в том, что такой строгий «пустынник», уединенный со­ зерцатель, отшельник - и вдруг такие результаты: стро­ ительство церквей, активное крещение язычников. И что это какие-то другие, неизвестные миссионеры потруди­ лись. Думается, в данном случае автору этих сомнений христианское миссионерство представляется на «запад­ ный» манер. Православные русские миссионеры - это прп. Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Алек­ сандр Свирский, Трифон Печенгский, начинавшие про­ поведь Христа с себя самого, с личного подвига спасе­ ния в пустынных, диких, языческих местах. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи» (прп. Серафим Са­ ровский). Только после этого этапа можно рассчитывать на успех проповеди. Как писал Н. М. Карамзин: «он [Фе­ одорит]... имел славу крестить многих диких лопарей; не убоялся пустынь снежных; проник во глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя на берегах Туломы; узнав язык жителей, истолковал им Евангелие, изобрел для них письмена... просветил Божественную ве­ рою без насилия, без злодейств, употребленных другими 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz