Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Илии по искоренению рецидивов язычества на Севере России среди ранее крещеных народов. И, более того, вполне вероятно, что эта проблема противостояния «пре лести кумирской» нарождающемуся северному христиан ству изначально была поднята перед владыкой Макари ем именно Феодоритом при его первом хождении из се верных пустынь в Новгород в 1530 году. Священнику домовой (крестовой) церкви архиепис копа Макария иеромонаху Илие были даны жесткие ин струкции по уничтожению капищ, мольбищ, священных рощ и прочих предметов языческого поклонения. А так же по индивидуальной работе с шаманами (арбуями) и поголовном окроплении всех жителей святой водой, лич но приготовленной Святителем в храме Святой Софии «с животворящих крестов, с чудотворных икон и со свя тых мощей». Судя по всему, иеромонах Илия был пасты рем высокой духовности: «Летопись отмечает, что при ход священника Илии предчувствовали дети» К Такие миссионерские походы иеромонах Илия совер шил дважды: в 1534 и 1535 году. Интересно, что в этих пу тешествиях на Север, в том числе «до лопи до дикие», Илию сопровождали двое так называемых «боярских детей»2. 1Архим. Макарий (Веретенников). Макарий, Митрополит Московс кий и всея Руси. М., 1996. С. 8. 2 «Боярские дети Васюк Палицин и Ивашка Ошманаев сопровожда ли иеромонаха Илию в миссионерское путешествие по северным пределам епархии» (Архим. Макарий (Веретенников). Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. М., 1996. С. 16). «Дети боярс кие - в Московском государстве XVI-XV1I вв. особая сословная про слойка царских служилых людей. Высшие церковные иерархи име ли своих собственных детей боярских» (Князев Е. А. Родная стари на. М., 1996. С. 92). 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz