Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
ской волости» Василий, будущий преподобный Варлаам - несгибаемый подвижник и воин Христов '. Но все это будет позже. А пока что на просьбу «лоплян» в 1532 году из Новго рода архиепископ Макарий присылает в Колу иеромона ха для освящения этих двух церквей - «Благовещения Свя тей Богородицы да Чудотворца Николу», а также для кре щения «оглашенных» Феодоритом кольских лопарей. Это событие происходит на Филиппов пост. Достой но восхищения такое стремление святителя Макария столь безотлагательно выполнить просьбу лопарей. Нам, северянам, не надо объяснять, что такое конец ноября- декабрь на Крайнем Севере. Это кромешная тьма и непо года. Видимо, Феодорит со своей стороны передал вла дыке Макарию информацию о том, что только в это вре мя, к середине зимы, все лопарские семьи возвращаются на свои погосты2. Безусловно, архиепископ Макарий, снабжая антимин сами иеромонаха Илию в дорогу по просьбе «феодорито- вых» лопарей, имел в виду и освящение готовой церкви на Печенге. И действительно, как сообщает житие Три фона, «прииде преподобный в волостку Колу и там Бо- жием строением нечаемо обрете иероинока, именем 1Документальных данных о мирском имени прп. Варлаама не сохра нилось, но в преданиях жителей Керети упоминается имя Василий. Об этом рассказывал автору профессор И. С. Меркурьев, руководи тель диалектологической экспедиции 1970 года в село Кереть. 2 «После длительного пребывания на местах промысла, в середине зимы члены сийта возвращаются в поселок» (Расмуссен Хане-Эрик. Саамы Кольского полуострова / / Народы и культура Баренц-региона. Тромсе, 1996. С. 104). 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz