Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

ской волости» Василий, будущий преподобный Варлаам - несгибаемый подвижник и воин Христов '. Но все это будет позже. А пока что на просьбу «лоплян» в 1532 году из Новго­ рода архиепископ Макарий присылает в Колу иеромона­ ха для освящения этих двух церквей - «Благовещения Свя­ тей Богородицы да Чудотворца Николу», а также для кре­ щения «оглашенных» Феодоритом кольских лопарей. Это событие происходит на Филиппов пост. Достой­ но восхищения такое стремление святителя Макария столь безотлагательно выполнить просьбу лопарей. Нам, северянам, не надо объяснять, что такое конец ноября- декабрь на Крайнем Севере. Это кромешная тьма и непо­ года. Видимо, Феодорит со своей стороны передал вла­ дыке Макарию информацию о том, что только в это вре­ мя, к середине зимы, все лопарские семьи возвращаются на свои погосты2. Безусловно, архиепископ Макарий, снабжая антимин­ сами иеромонаха Илию в дорогу по просьбе «феодорито- вых» лопарей, имел в виду и освящение готовой церкви на Печенге. И действительно, как сообщает житие Три­ фона, «прииде преподобный в волостку Колу и там Бо- жием строением нечаемо обрете иероинока, именем 1Документальных данных о мирском имени прп. Варлаама не сохра­ нилось, но в преданиях жителей Керети упоминается имя Василий. Об этом рассказывал автору профессор И. С. Меркурьев, руководи­ тель диалектологической экспедиции 1970 года в село Кереть. 2 «После длительного пребывания на местах промысла, в середине зимы члены сийта возвращаются в поселок» (Расмуссен Хане-Эрик. Саамы Кольского полуострова / / Народы и культура Баренц-региона. Тромсе, 1996. С. 104). 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz