Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Я. А. Фрисса 1475 г о д У ряда историков можно встретить мнение, что летописные сведения о построении двух цер­ квей на Коле неточны. Зачем две церкви там, где и посе- ление-то еще не сформировалось? И что упоминаемая Никольская церковь, дескать, скорее всего, была постро­ ена на Печенге или в районе реки Поной. Ранее мы кос­ нулись причин построения Феодоритом именно Благо­ вещенской церкви. Никольская же церковь, на наш взгляд, это и есть перестроенная под небольшую (зим­ нюю) церковь та самая, древняя часовня на реке Коле. В «Писцовой книге» за 1608 год читаем: «да в остроге (Кольском укреплении) церковь с трапезою Никола чу­ дотворец, клетски, деревянная теплая»2. Как сообщается в «Архангельском патерике», «первый и единственный священник в Коле стал быть 6 декабря 1533 года»3. Этот «первый священник в Коле» - известный под­ вижник Севера «белый поп Иоанн», будущий иеромонах Иона, сопостник преподобного Трифона и первый пре- подобномученик при разорении монастыря. Именно здесь, в «Колском граде в церкви Николы чудотворца»4, служил, сменив Иоанна, уроженец «Керет- 1 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии / / Вест­ ник Европы. СПб., 1885. С. 264. 2 «Клетски - это значит, что на фундаменте из положенных одно на другое бревен в виде клетки, доходившей иногда до саженной высо­ ты (2,1 метра), строился деревянный сруб с двух- или четырехскат­ ной крышей и пристройкой для алтаря» (Никольский Н. Кирилло- Белозерский монастырь. Т. 1. С. 7). 3Иеромонах Никодим. Архангельский патерик. 1901. С. 224. Сн. 17 к стр. 224. При этом источник информации автором не оговаривается. 4Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского. ТОДРЛ. Л., 1970. С. 191. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz