Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
1530 года запрещались самовольные поборы с лопарей данщиками-дьяками и устанавливался конкретный срок представления дани в Новгород - не позднее дня Благо вещенья 1. Конечно, такое известие о пресечении злоупот реблений в поборах добавило радости лопарям к празд нику Благовещения. В дальнейшем именно к этому дню в середине марта приходили в Колу так называемые «мурманщики» - ры баки с Белого моря и с Онеги и праздновали здесь Благо вещение (25 марта), после чего уходили на лов рыбы до Петрова дня (29 июня)2. Лопари же, с этого времени рас считавшись с царскими данщиками, готовились вслед за оленьими стадами кочевать на морские побережья. Эта Благовещенская церковь в Коле сохранилась до пожара при шведском нашествии 1611 года. Именно вок руг нее в 1591 году уцелевшие после разгрома монахи Трифоно-Печенгского монастыря образовали Кольско- Печенгский монастырь3. Вторая церковь, Никольская, в Коле всегда считалась приходской, теплой. В отдельных исследованиях по исто рии Колы упоминается о том, что новгородцы и карелы, «приезжавшие для рыбных промыслов, жили малыми селеньями при реке Коле, имея у себя для моления одну только часовню»4. Возможно, что годом ее основания и является упоминаемый в известном труде профессора 1«...И сроки им [лопарям] мечут стати в Новгороде на Благовещень- ев день» (Собрание грамот и договоров. Т. 1. № 158. С. 436). 2Ушаков. Т. 2. С. 15. 3Харузин Н. Русские лопари. М., 1890. С. 90 (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Харузин. - Прим. ред.) 4Любопытный месяцеслов на лето от P. X. 1795. М., 1795. С. 171. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz