Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
реки Нива. Здесь же, на ее правом берегу, в устье освяща ет церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Церковь эта, изначально построенная для крещения обитавших здесь лопарей, в дальнейшем служила приходской церко вью «волости Кандолакши». И, надо полагать, она разде лила печальную участь многих храмов на Поморье, унич тоженных все теми же шведскими финнами «из Остер- ботнии под придводительством Везайнена», которые в декабре 1589 года сожгли Печенгский монастырь. А спус тя полгода, летом 1590 года, «...в ночи приходили немец кие люди к морю в Кандалакшскую волость. И в монас тыре братию и в волости всех людей присекли, и монас тырь и церковь и волость пожгли...»1 После двенадцати лет пустынножительства, завершая свою первую проповедь Евангелия на берегах Нивы, Колы и Туломы, в 1530 году Феодорит вместе с Трифоном (тог да еще Митрофаном) направляются в Новгород. Вернув шись со строителями, они воздвигают церкви: Трифон - на Печенге (у реки Маны) - Свято-Троицкую, Феодорит - на реке Коле Благовещенскую (летнюю) и Никольскую (зимнюю). Первой была построена церковь на Печенге и «по воздвижении же та святая церковь пребывала три лета»2 неосвященной, - шло строительство церквей на Коле. В 1532 году Феодорит со своими «лоплянами с Колы-реки и с Тутоломы» выехал «бить челом» к «преосвященному Макарию и просить антиминсов и священников церкви 1Исторический архив. Вып. VII. М., 1951. С. 229. Цит. по: Ушаков И. Ф. Хрестоматия по истории Кольского Севера. Мурманск, 1997. С. 32-33. 2Житие прп. Трифона. С. 101. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz