Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. НИВА И КОЛА Надо заметить, что даже при наличии такой хорошей языковой базы для проповеди Евангелия, Феодориту по надобилось целых семь лет, прежде чем он добился пер вых реальных успехов среди лопарей. Произошло это в районе устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских тру дов Феодорита, крестителя лопарей: «Приехаше к Моск ве лопляне с моря Окияна, ис Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи, били челом государю и про сили антиминса и священников, церковь свящати и про- светити их святым Крещением, и Государь велел архи епископу Макарию послати из Новаграда от соборныя церкви, священника и диакона. И они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую » 1. О том, что это плоды трудов Феодорита, а не каких-то абстрактных соловецких монахов2, говорит сам текст ле тописи: «Приехаше к Москве...». Монахи, связанные со своим монастырем, должны были знать, что в Москву ехать не надо, поскольку в их Новгородскую епархию наконец- то назначен управляющий - архиепископ Макарий. И, ко нечно, этого не знал отшельник Феодорит, живший в пус тыне приблизительно с 1518-1519 года и направивший сво их челобитчиков-лопарей прямо в Москву. И Великий князь был вынужден перенаправить «поморцев и лоплян» в Новгород к владыке Макарию. 1Полное собрание русских летописей. JI., М., 1929. Т. 4. Ч. 1. С. 542. 2См. об этом: Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 181. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz