Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

ни один человек не писал. Так, он показывал мне алфавит и рукопись, “Символ Веры”, “Отче наш”, а также изложе­ ние им самим испытанного»1. Историки, за исключением разве архимандрита Нико­ дима (Кононова)2, размышляя об этом сообщении, сходи­ лись во мнении, что, безусловно, речь идет о церковном просветителе и книжнике, для своего времени исключи­ тельно высокообразованном, а также о человеке незауряд­ ных способностей. Но возникало недоумение, почему имя деятеля такого масштаба совершенно затерялось в исто­ рии Русской Церкви? Симон ван Салинген приводит имя и фамилию этого «русского философа» - Feodor Zidenowa, что может быть прочитано как Федор Жиденов. Среди русских книжни­ ков того времени никого с похожей фамилией найдено не было3, но есть одно соображение, косвенно подтверж­ дающее, что речь идет о Феодорите. Согласитесь, фами­ лия весьма характерная, и мы к ней еще вернемся. А пока продолжим анализ исторических свидетельств о пропо­ веднических трудах Феодорита в северных пустынях в течение этих первых двенадцати лет. 1Цит. по: Филиппов. С. 301-302. Нам остается только сожалеть, что эти Феодоритовы записи о «им самим испытанном» не уцелели в истории, скорее всего, погибнув в огне вместе с Печенгским и Кан­ далакшским монастырями при их разорении в 1589-1590 гг. 2Архимандрит Никодим в фигуре «русского философа Феодора» рас­ познал ни больше ни меньше, как «лопарского кебуна» (колдуна), что, конечно, не умаляет авторитетности всех иных исследований этого уважаемого историка. 3 См.: Ушаков И. Ф. Феодорит, креститель лопи / / Север. Петроза­ водск, 1993. № 1. С. 153. (В дальнейшем ссылки на это издание бу­ дут обозначаться: Феодорит, креститель лопи. - Прим. ред.) 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz