Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
была более масштабной, и задачи, стоявшие перед ним, были во многом по силам только ему. Воистину он был «апостолом Земли Северной». Подтверждение этой важной мысли мы можем най ти в замечательном предании, «древней памяти», сохра нившейся в народе лопарском. Когда по душу старого лопина пришла Смерть и задала ему трудные вопросы, то за ответами на них род-племя лопарское решает обра титься не к кому-нибудь, а именно к «Феодориту Русско му, ибо он широко ходит». Примечательна и та важная мысль, мудрости которой и сама Смерть подивилась: «Вид но знал ты, лопин, с кем об ответе подумать». Это мысль о том, что лишь в союзе с русским народом, а не на «Дат ской стороне», может уцелеть народ лопарский: «...род твой без имени не останется и память твоя в забвение не придет». Ибо «сказал Феодорит: «Добро тебе и роду твое му сообщиться с Русью, добро тебе и роду твоему прило житься к языкам всея Руси » 1. Истинность слов Феодорита прошла проверку време нем. Русские и лопари всегда показывали пример братских, доверительных отношений между собой. И нередко закреп ляли традиционную дружбу удивительным северным обы чаем «крестования» - обмена нательными крестами в знак «братания навек». В настоящее время саамы православно го вероисповедания в Северной Норвегии, оказавшиеся как раз на той самой «Датской стороне», с весьма немалыми трудностями отстаивают свое право исповедовать веру, за вещанную им преподобными Трифоном и Феодоритом, удерживая за собой последний «островок», оставшийся от бывшего Нявдемского прихода, - Трифоновскую часовню 1Шергин Б. В. Древние памяти. М., 1989. С. 249. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz