Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
3. Курбский извиняется и отдельно оправдывает свое сознательное опускание из жизнеописания Феодорита всех подробностей «о духовном », дабы избежать скепти ческих замечаний маловеров. Удивительно, но и в те дав ние времена эта проблема стояла так же остро. « Аще Бог поможет, обретем еще духовных мужей. Тогда и вспомянем и о предивных видениях его и о пророчествах, и о чудесах не которых, все то, что духовные люди духовным же на пользу поведать могут. Телесные не приемлют то, что от духа, поскольку не вмещают. И глупость видится им если о духов ных вещах кто глаголет». 4. Архимандрит Феодорит в 1551 году, беседуя с Курб ским, по своему бесконечному смирению конечно же не акцентировал внимание на величии своих пустынных трудов и тем более на чудесах и знамениях и иных успе хах в деле « оглашения дикой лопи ». Отдельно следует подчеркнуть, что Феодорит, «от юно сти своея» познакомившийся с лопарями, населявшими в то время эти громадные северные просторы, начинавшие ся как раз от Шуи, где обитала Лешая Лопь, и далее на Север к Лопи Верхней Земли и Лопи Кончанской \ и всем сердцем «разжегшийся желанием » вывести эти «поганьские народы» из тьмы идолопоклонства, вовсе не ставил своей целью только лишь проживание и проповедь в устье Колы- реки. Равным образом и просветительская его деятельность вовсе не ограничивалась саамским этносом, тем более если учесть, что территории лопарского кочевья в значительной мере принадлежали иным народностям. Деятельность его 1Ушаков И. Ф. Избранные произведения. Мурманск, 1997. Т. 1. С. 42. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Ушаков. - Прим. ред.) 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz