Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
среди лопарей. Например, его больше интересует так на зываемое «дело игумена Артемия»’, старца из Порфири евой пустыни (в будущем соратника Курбского по эмиг рации). Курбский старается для оправдания осужденных по этому делу и «в пику» Иоанну Грозному всячески под черкнуть давние тесные связи заволжских «нестяжате- лей» с Феодоритом, дабы заручиться высоким авторите том последнего. Но надо заметить, что Феодорит всегда был более других «блаженным» и не был захвачен духом критики русской церковной действительности. Его нестя- жательство - это прежде всего его личные «пустынные» и духовные подвиги смирения и послушания. Кроме того, необходимо помнить, что многие подобные «усиленные» эпизоды посланий Курбского преследуют прежде всего политические цели2. 2. Время написания «Истории...» А. Курбским иссл дователи относят приблизительно к 1581 году3. Беседы же его со своим духовным отцом Феодоритом относятся к промежутку между 1551-1556 годами. За такие значитель ные периоды времени многие важные для нас детали рас сказов старца могли стереться из памяти, тем более если они не слишком волновали слушателя. 1См.: Карташов А. В. Очерки по истории церкви. М., 1993. Т. 1. С. 511. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Карта шов. - Прим. ред.). 2Касаясь таких политических эпизодов полемики Курбского с Иоан ном Грозным, митр. Макарий замечает: «Слова Курбского, как во многих других случаях, так и здесь, оказываются пристрастными и несправедливыми» (Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 144). Надо ска зать, что владыка Макарий творчество Курбского оценивает в це лом весьма негативно, что вполне объяснимо. 3Подробное обоснование этой даты см.: Калугин. С. 38-45. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz