Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

среди лопарей. Например, его больше интересует так на­ зываемое «дело игумена Артемия»’, старца из Порфири­ евой пустыни (в будущем соратника Курбского по эмиг­ рации). Курбский старается для оправдания осужденных по этому делу и «в пику» Иоанну Грозному всячески под­ черкнуть давние тесные связи заволжских «нестяжате- лей» с Феодоритом, дабы заручиться высоким авторите­ том последнего. Но надо заметить, что Феодорит всегда был более других «блаженным» и не был захвачен духом критики русской церковной действительности. Его нестя- жательство - это прежде всего его личные «пустынные» и духовные подвиги смирения и послушания. Кроме того, необходимо помнить, что многие подобные «усиленные» эпизоды посланий Курбского преследуют прежде всего политические цели2. 2. Время написания «Истории...» А. Курбским иссл дователи относят приблизительно к 1581 году3. Беседы же его со своим духовным отцом Феодоритом относятся к промежутку между 1551-1556 годами. За такие значитель­ ные периоды времени многие важные для нас детали рас­ сказов старца могли стереться из памяти, тем более если они не слишком волновали слушателя. 1См.: Карташов А. В. Очерки по истории церкви. М., 1993. Т. 1. С. 511. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Карта­ шов. - Прим. ред.). 2Касаясь таких политических эпизодов полемики Курбского с Иоан­ ном Грозным, митр. Макарий замечает: «Слова Курбского, как во многих других случаях, так и здесь, оказываются пристрастными и несправедливыми» (Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 144). Надо ска­ зать, что владыка Макарий творчество Курбского оценивает в це­ лом весьма негативно, что вполне объяснимо. 3Подробное обоснование этой даты см.: Калугин. С. 38-45. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz