Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Приходится с большим сожалением отметить, что события этого периода автор «Истории...» освещает чрез вычайно поверхностно и схематично. Житие же Трифо на вносит недостающие подробности о результатах этого хождения в Новгород к святителю Макарию: «...у архи епископа взял благословенную грамоту, и вновь пришел на реку Печенгу, и привел с собою церковных строите лей, и начал строити церковь во имя святыя и живона- чальныя Троицы » 1. Но и у Феодорита повод для хожде ния в Новгород был аналогичным - потребность в специ алистах по строительству церкви для «оглашенных» лопарей. И те же строители, что срубили церковь на Пе- ченге, они же поставили две церкви и на реке Коле. Если же не принять этих заключений, то, читая Курбского, ис пытываешь невольное недоумение: двенадцать лет под вижники трудятся над просвещением язычников и вдруг все бросают и «уходят во вселенную». И тогда, действитель но, вслед за иными исследователями и нам может пока заться, что «в Новгороде теряется след Митрофана»2, а Феодорит удобно расположился при архиерейском доме в качестве духовника. Эта крайняя схематичность повествования о столь важном для нас периоде северных трудов Феодорита, ви димо, является следствием следующих причин: 1. Курбский прежде всего - активный политик, нахо дящийся в оппозиции к Иоанну IV, поэтому главное свое внимание он уделяет описаниям общественных контак тов Феодорита с движением «заволжцев», а не подробно стям пустынных подвигов и просветительских деяний 1Житие при. Трифона. С. 101. 2Калугин. С. 196. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz