Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Курбский пишет, что со старцем Митрофаном в этих пустынных краях Феодорит пробыл «аки двадесять лет» - почти двадцать лет. «Потом оба возвращаются во вселенную и приходят до великого места Новограда» к архиепископу Макарию. В житии Трифона также имеется такой эпизод - хождение Преподобного к Макарию после многих лет пус тынного отшельничества \ Таким образом, оба жития, надо полагать, сообщают нам об одном и том же событии. По хронологии, Трифон ходил к владыке Макарию в 1530 году. Ушедший вместе с ним «во вселенную» Феодорит, таким образом, пробыл в «прегорчайшей пустыне той» с 1518 по 1530 годы - двенадцать лет. Данная цифра полностью со впадает в этом эпизоде с мнением митрополита Макария (Булгакова) и профессора И. К. Смолича2. Касаясь причин этой неточности в указании количе ства лет у А. Курбского, вполне можно было бы допус тить и чисто механическую описку в тексте подлинника, поскольку написание числительных «двадесять» и «два- надесять» весьма схоже. Но все же более вероятным бу дет предположение о том, что Феодорит, повествуя Курб скому о своей пустынной северной жизни, действитель но называл цифру «двадесять», имея в виду общее количество лет, проведенное в этих краях. Из них двенад цать лет в свой первый приход, в соработничестве с Мит рофаном (Трифоном), и восемь лет во второй приход при создании Свято-Троицкой обители на Коле. 1Житие при. Трифона. С. 101. 2«Мы вместо числа “двадцать” лет признали за более вероятное “две надцать”» (Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 504); «Почти 12 лет в со вершенном отречении от мира и уединении» (Смолич И. К. Русское монашество. М., 1999. С. 189). 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz