Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Это же подтверждает и лично беседовавший с Трифо­ ном голландский путешественник Симон ван Салинген: «...прожил он там значительное время, вовсе не видя лю­ дей» 1. Кроме того, житие Трифона указывает, что первое время Преподобный «выше писаныя реки Печеньги, без­ домно и бескровно, по лесам и по горам и в пропастях земных скитался, странствуя»2. Можно предположить, что эта встреча Феодорита с Митрофаном, когда «он направился в район Колы»3 как раз и завершила скитания последнего и далее весьма зна­ чительное время они подвизались вместе: «пребывают вкупе в прегорчайшей пустыне». «ФЕОДОРИТ ПУСТЫННИК» Видимо, под таким именем знали Феодорита совре­ менники, во всяком случае, так он упомянут в «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российския Церк­ ви» 4. Пустынножительство являлось сутью его мировоз- рения: «...пустыня покоя и ума наилучшая воспитатель­ ница, тишина мысли и божественного зрения плодови­ тый корень...»5. 1Здесь и далее в тексте «Сообщение» Симона ван Салингена цит. по: Филиппов. С. 302. 2Житие прп. Трифона. С. 97-98. 3Часовня св. Георгия. С. 13. По мнению норвежских историков, имен­ но в Колу пришел Митрофан, где встретил Феодорита и «где позна­ комился с саамскими общинами». 4Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 664. 5Лаврентий Сурий. Достоверные повествования о святых. Кельн, 1575. С. 798-799. Цит. по: Калугин. С. 42. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz