Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

В настоящее время лесная растительность в районе города Колы мало напоминает те «леса непроходимые», и заготовить бревна для избушки сегодня вряд ли бы уда­ лось. Но в начале XVI века, как показывают научные ис­ следования \ влияние теплого Гольфстрима на климат в наших краях еще не настолько ослабло, и лес рос здесь настоящий , «корабельный», вполне пригодный для строительства2. СО СТАРЦЕМ МИТРОФАНОМ Через несколько месяцев Феодорит встречает здесь еще одного пустынника, «единоко (одинокого) старца, памятамися (помнится), Митрофан было имя ему »3, живу­ щего тут уже около пяти лет. Несомненно, эта встреча для Феодорита была очень важной: опыт пятилетнего 1См., например: Белов М. Севернорусские жития святых как источ­ ник по истории древнего поморского мореплавания / / ТОДРЛ. М.; Л , 1958. Т. 14. С. 239. 2 «Позади строений города находится обширное поле. В старину на оном было кладбище и рос сосновый лес, из которого построены собор и укрепления; ныне же нет там ни одного кустарника» (Рей- неке. С. 9-10); «Он [собор в Коле] построен из чрезвычайно толстых бревен» (Верещагин В. П. Очерки Архангельской губернии. СПб., 1849. С. 127-128). 3Ряд исследователей усматривают в приведенной фразе некие боль­ шие сомнения А. Курбского в припоминаемом им имени старца. На наш взгляд, построение предложения свидетельствует об обрат­ ном: особых сомнений не видно, Курбский пишет вполне уверен­ но. Скорее, можно почувствовать само отношение Курбского к этой информации, когда все эти детали и прочие «лопарские» подробно­ сти ему без надобности. У его «Истории...» иная, конкретная задача - обличение царской тирании. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz