Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
В настоящее время лесная растительность в районе города Колы мало напоминает те «леса непроходимые», и заготовить бревна для избушки сегодня вряд ли бы уда лось. Но в начале XVI века, как показывают научные ис следования \ влияние теплого Гольфстрима на климат в наших краях еще не настолько ослабло, и лес рос здесь настоящий , «корабельный», вполне пригодный для строительства2. СО СТАРЦЕМ МИТРОФАНОМ Через несколько месяцев Феодорит встречает здесь еще одного пустынника, «единоко (одинокого) старца, памятамися (помнится), Митрофан было имя ему »3, живу щего тут уже около пяти лет. Несомненно, эта встреча для Феодорита была очень важной: опыт пятилетнего 1См., например: Белов М. Севернорусские жития святых как источ ник по истории древнего поморского мореплавания / / ТОДРЛ. М.; Л , 1958. Т. 14. С. 239. 2 «Позади строений города находится обширное поле. В старину на оном было кладбище и рос сосновый лес, из которого построены собор и укрепления; ныне же нет там ни одного кустарника» (Рей- неке. С. 9-10); «Он [собор в Коле] построен из чрезвычайно толстых бревен» (Верещагин В. П. Очерки Архангельской губернии. СПб., 1849. С. 127-128). 3Ряд исследователей усматривают в приведенной фразе некие боль шие сомнения А. Курбского в припоминаемом им имени старца. На наш взгляд, построение предложения свидетельствует об обрат ном: особых сомнений не видно, Курбский пишет вполне уверен но. Скорее, можно почувствовать само отношение Курбского к этой информации, когда все эти детали и прочие «лопарские» подробно сти ему без надобности. У его «Истории...» иная, конкретная задача - обличение царской тирании. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz