Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Однако еще раз подчеркнем тот очевидный факт, что земля эта всегда с большим трудом и сопротивлением расставалась с мраком язычества, идолопоклонства и страшного колдовства и что очень немногие истинные подвижники выстояли в этой смертельной схватке за души людские. «...В тех местах прельщаемы человеки от невидимого врага диавола, являясь по званию христианами, обычиев держатся от древних прародителей... Слышахом, что в тайне детей своих в жертву закалают и образы святых икон огню предают, всячески диаволу угождая, и всякие кудесы творят, чтобы с бесами им беседовать...»1 Только те подвижники, которые в полной мере бес­ конечным смирением и укрощением своей плоти (блж. Феодорит) или же небывалой силой покаяния (прп. Три­ фон, прп. Варлаам) сумели обессилить лютого врага, толь­ ко им удалось сподобиться святости на этой земле «и спа­ сти вокруг себя тысячи». Надо сказать, что все это в пол­ ной мере относится к духовной жизни на Кольском Севере и в наше время. Вернемся же к Феодориту, который «на кораблеце вели­ кою рекою Колой (Кольским заливом) яже впадает своимус­ тьем в Ледоватое море» добрался до «глубоких варваров, ло­ парей диких», где «восходит на горы высокия их же нарицает Святое Писание ребра Северовы» 2 и вселяется в «тех лесах пустынных, местами непроходимых», срубив себе келию. 1Насонов А. Псковские летописи. Вып. 1. М.; JL, 1941. С. 143. 2 «Окрестности города составляют высокие каменные горы, покры­ тые мхом...» (Рейнеке М. Ф. Описание города Колы в Российской Лапландии. СПб., 1830. С. 1. - В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Рейнеке. - Прим. ред.). 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz