Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Однако еще раз подчеркнем тот очевидный факт, что земля эта всегда с большим трудом и сопротивлением расставалась с мраком язычества, идолопоклонства и страшного колдовства и что очень немногие истинные подвижники выстояли в этой смертельной схватке за души людские. «...В тех местах прельщаемы человеки от невидимого врага диавола, являясь по званию христианами, обычиев держатся от древних прародителей... Слышахом, что в тайне детей своих в жертву закалают и образы святых икон огню предают, всячески диаволу угождая, и всякие кудесы творят, чтобы с бесами им беседовать...»1 Только те подвижники, которые в полной мере бес конечным смирением и укрощением своей плоти (блж. Феодорит) или же небывалой силой покаяния (прп. Три фон, прп. Варлаам) сумели обессилить лютого врага, толь ко им удалось сподобиться святости на этой земле «и спа сти вокруг себя тысячи». Надо сказать, что все это в пол ной мере относится к духовной жизни на Кольском Севере и в наше время. Вернемся же к Феодориту, который «на кораблеце вели кою рекою Колой (Кольским заливом) яже впадает своимус тьем в Ледоватое море» добрался до «глубоких варваров, ло парей диких», где «восходит на горы высокия их же нарицает Святое Писание ребра Северовы» 2 и вселяется в «тех лесах пустынных, местами непроходимых», срубив себе келию. 1Насонов А. Псковские летописи. Вып. 1. М.; JL, 1941. С. 143. 2 «Окрестности города составляют высокие каменные горы, покры тые мхом...» (Рейнеке М. Ф. Описание города Колы в Российской Лапландии. СПб., 1830. С. 1. - В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Рейнеке. - Прим. ред.). 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz