Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
О разных периодах знакомства Феодорита с Порфи- рием и с Артемием сообщает и архимандрит Иаков в «Ле тописи событий Кирилло-Белозерского Успенского мона стыря», который, перечисляя пустыни монастыря, пишет: «...пустынь Порфириева, бывшего игумена Троице-Сер- гиевой лавры, где жил (здесь и далее в цитате курсив наш. - Прим. ред.) преподобный Феодорит, просветитель лопа рей; пустынь Артемиева, в которой вместе с ним подви зался некоторое время тот же Феодорит...» \ Таким обра зом, то самое «некоторое время», скорее всего, приходит ся на период после первого возвращения Феодорита из Лопарских пустыней после 1533 года. Он удалится сюда около 1536 года, дабы, укрепляясь здесь духовно, трудиться над созданием лопарской письменности, готовясь к од ному из важнейших событий в своей жизни, к основа нию монастыря на Кольской земле. ЗАВЕЩАНИЕ УЧИТЕЛЯ А пока что в 1518 году Феодорит неожиданно получа ет письмо от своего духовного отца « многолетнего свято го старца» Зосимы, который, « провидев свое отшествие к Богу», просит его вернуться в Шуереченский скит, дабы «послужить в немощах его» последние дни. Феодорит немедленно отправляется в столь далекий путь по «великим и непроходимым пустыням». А. Курбс кий называет расстояние в 300 миль, что, конечно, слиш ком велико (1 старорусская миля - 7,468 км). Реальное расстояние от Белозерья до реки Шуи на Белом море - 1100 км. Путь этот Феодорит прошел пешком. А это не меньше 30-40 дней ходьбы. И «прииде с болезненными 1Архив Кирилло-Белозерского музея / / К свету. 1996. № 15. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz