Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
ториками внутренняя готовность сначала Ивана III, а поз же и Василия III поддержать приверженцев учения Нила Сорского, но не столько по духовной концепции «нестя- жательства», сколько из желания решить проблему дефи цита государственных земель за счет секуляризации цер ковных имений. Но дух независимости от мирской влас ти, свободы и христианской любви, исповедуемый «нестяжателями», очень быстро вошел в противоречие с жесткими теократическими тенденциями Московской ве ликокняжеской власти 1. И это хорошо видно на примере сопостника Феодорита - старца Порфирия, в 1524 году смело обличившего Василия III и выгнанного последним с игуменов обратно в его пустынь, а затем подвергнутого жестоким пыткам и заточению. «Теократическое царство знает уже только одну нео граниченную власть - власть царя, рядом с нею меркнет образ митрополита или патриарха, все слабее голос Цер кви» 2. Царской власти все меньше были нужны «ревнос тные наставления печальников земли русской»3. Иерар хов иного духа стремились иметь радом с собой московс кие цари. И наиболее подходящие кандидатуры на высшие церковные должности стали поступать из лагеря «осифлян», то есть активных «стяжателей». В истории не все так однозначно. Цари московские все гда были и ревнителями истинной веры Христовой, и искренне радели об укреплении православия на Руси. Под час ясно видя, к чему ведет извращение подлинной идеи 1См. подробно: Голубинский. Т. 2. С. 627-629. 1 Прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия. Репринт. М , 1993. С. 361. 3Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1997. С. 273. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz