Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

ториками внутренняя готовность сначала Ивана III, а поз­ же и Василия III поддержать приверженцев учения Нила Сорского, но не столько по духовной концепции «нестя- жательства», сколько из желания решить проблему дефи­ цита государственных земель за счет секуляризации цер­ ковных имений. Но дух независимости от мирской влас­ ти, свободы и христианской любви, исповедуемый «нестяжателями», очень быстро вошел в противоречие с жесткими теократическими тенденциями Московской ве­ ликокняжеской власти 1. И это хорошо видно на примере сопостника Феодорита - старца Порфирия, в 1524 году смело обличившего Василия III и выгнанного последним с игуменов обратно в его пустынь, а затем подвергнутого жестоким пыткам и заточению. «Теократическое царство знает уже только одну нео­ граниченную власть - власть царя, рядом с нею меркнет образ митрополита или патриарха, все слабее голос Цер­ кви» 2. Царской власти все меньше были нужны «ревнос­ тные наставления печальников земли русской»3. Иерар­ хов иного духа стремились иметь радом с собой московс­ кие цари. И наиболее подходящие кандидатуры на высшие церковные должности стали поступать из лагеря «осифлян», то есть активных «стяжателей». В истории не все так однозначно. Цари московские все­ гда были и ревнителями истинной веры Христовой, и искренне радели об укреплении православия на Руси. Под­ час ясно видя, к чему ведет извращение подлинной идеи 1См. подробно: Голубинский. Т. 2. С. 627-629. 1 Прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия. Репринт. М , 1993. С. 361. 3Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1997. С. 273. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz