Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Эта последняя фраза становилась для многих иссле дователей камнем преткновения, ибо прочитывалась она в том смысле, что Феодорит встретил Порфирия уже пос ле злополучной истории с его игуменством в Троице-Сер- гиевом монастыре, то есть после 1524 года \ когда Пор- фирий был отрешен от управления обителью. Привязка к этой дате автоматически изменяла и дату рождения Феодорита, и всю хронологию событий его жизни. На наш взгляд, Курбский, упоминая «бывшего игумена», имеет в виду «бывшего» на момент написания книги, а не на мо мент встречи с Феодоритом Это вполне логично, посколь ку не напомнив, что речь пойдет об игумене Троице-Сер- гиевого монастыря - монастыря особо высокого статуса на Руси во все времена, автор не смог бы в должной мере сакцентировать внимание читателя на последующих же стокостях и беззакониях, творимых Великим князем по отношению к Порфирию. Таким образом, первая встреча Феодорита с Порфи- рием произошла в пустыни до призвания Порфирия на игуменство, то есть до 1521 года2. Сам же Порфирий по селился в этой пустыне задолго до описываемых собы тий. И вот, в 1521 году «был тот Порфирий привлечен из пустыни насилием, по повелению великого Князя Московс кого (Василия III) на игуменство в Троице-Сергиев монас тырь». Причиной такого решения была отмеченная ис 1См.: Примечание № 16 к статье Филиппов А. М. Русские в Лаплан дии в XVI веке / / Литературный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 308. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Филиппов. - Прим. ред.) 2По свидетельству Е. Е. Голубинского, время игуменства Порфирия I 1521-1524 гг. (см.: Голубинский. Т. 2. С. 832). 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz