Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
вокруг монастыря. Именно в этих уединенных скитах подвизались многочисленные ученики и последователи преподобного Нила Сорского, « умучая и покоряя плоть свою в порабощение и послушание духу». Именно они, «белозерские пустынники, то есть не ино ки Кирилло-Белозерского монастыря, общежительного и владевшего многочисленными вотчинами, а старцы, мо жет быть и постриженники этого монастыря, только жив шие вне монастыря, уединенно, имевшие свои отдельные пустыньки и скиты на Белоозере, но не имевшие никаких вотчин» \ составляли основу «нестяжательства» на Руси - этой истинной идеи монашества. Идеи, идущей с древне го Востока, «никогда не умиравшей в Греции и которая, будучи перенесенной в Россию, никогда не умирала совер шенно и у нас»2. ЗАГАДКА ВСТРЕЧИ С ПОРФИРИЕМ Здесь, в Белозерье, Феодорит поселяется в одной из пустынь, основанной старцем Порфирием. Поясняя, о ка ком Порфирии пойдет речь, Курбский уточняет: « бывшего уже игумена Сергиевой обители, много страдавшего мучени ями и тяжкими оковами от князя великого (Василия III)»3. 1Митр. Макарий. Кн. 6. Ч. 2. С. 74. 2Голубинский. Т. 2. С. 625. 3 В истории Церкви этот подвижник известен как Порфирий I, в отличие от Порфирия II, ученика старца Артемия. «Порфирий II, правивший обителью с 1539 по 1541 год» (Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и... Лавра. С. 137. Цит. по: Кадцубовс- кий А. Очерки из истории древнерусской литературы Житий свя тых. Варшава, 1902. С. 343). 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz