Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

истинные ревнители пустынной жизни. Все услышанное и увиденное глубоко запало в душу Феодорита, и именно здесь, у этого великого святого старца, приобрел он опыт практического устройства уединенного монастыря, воп­ лощенный им много позже на краю земли Северной. Отсюда, от этого монастыря, от этой деревянной Тро­ ицкой церкви берет начало Свято-Троицкий монастырь, построенный Феодоритом в устье реки Колы около1540 года. Образ сурового и одновременно смиренного северного под­ вижника, преподобного Александра Свирского навсегда остался в сердце молодого Феодорита и наряду со Стефа­ ном Пермским укреплял его и был примером в его долгой подвижнической жизни. «ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ» Из Свирского монастыря Феодорит направился «за Волгу реку, в тамо сущие великие монастыри», к тем самым «заволжским старцам», живущим по многочисленным скитам и продолжающим великое духовное делание пре­ подобного Нила Сорского, возрастающих на древних тра­ дициях пустынных отцов православного Востока в духе «нестяжания» и умной молитвы. Обойдя севернорусские обители, напитавшись духом суровой аскезы, поглядев на «храбрых воинов Христовых, иже воюют сопротив начал властей темных, миродерж- цев века сего», Феодорит поселился в Кирилло-Белозерс- ком монастыре, где жил в течение двух лет, до 1514 года, наблюдая за жизнью многих святых мужей и «ревнуя их жестокому и святому жительству ». Однако жизнь в столь многолюдном общежительном монастыре пока­ залась Феодориту слишком суетной, и он удаляется в пустыни, которые в большом количестве существовали 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz