Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

«...оставил престол свой за немосчь, неволею, понеже бо, приехав с Москвы на свой престол в Новгород Великий, начат мзду за поставление имати» \ хотя многие исследо­ ватели склонны видеть в святителе Геннадии невинно пострадавшего от интриг и клеветы, что, возможно, яви­ лось следствием его непримиримой позиции при разоб­ лачении опасной для Руси и весьма коварной ереси «жи- довствующих»2. 1Татищев В. И. История Российская. Репринт. М., 1996. Ч. 4. С. 97. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Тати­ щев. - Прим. ред.) 2 Ересь «жидовствующих» (1470-1503 гг.). Мощное еретическое дви­ жение в Москве и Новгороде. На фоне общеевропейских предрефор- маторских брожений, идей «Возрождения» и гуманизма появившие­ ся на Руси некие псевдонаучные новинки модернистских течений в мировом иудействе неожиданно захватили умы новгородской и мос­ ковской интеллигенции в кругах, непосредственно близких как ко двору Великого князя, так и к церковным иерархам того времени. «Убогая богословская мысль новгородских протопопов свихнулась на простейшем силлогизме» (А. В. Карташов). Буква Ветхого Завета: «это завет вечный в роды родов» в сочетании с евангельским: «при­ шел не разрушить закон, а исполнить» для невежественных начетчи­ ков оказались достаточным аргументом в пользу «неотменности» всего комплекса иудейских законов древности. В сочетании с соблаз­ ном посвящения в некие тайные знания, приобщения к псевдогно- сису, к наукообразной магии и астрологии ересь «жидовствующих» быстро оформилась в классическое «тайное общество». Строгая кон­ спирация, дисциплина и амбициозные цели замены «устаревшего» православия на некий модернистский иудаизм через негласное влия­ ние на высшие государственные и церковные сферы - все это оказа­ лось более чем серьезным испытанием на прочность для формирую­ щегося Российского Православия и Московского Самодержавия вкон­ це XV - начале XVI веков. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz