Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
интересы государства: отношение к монастырским име ниям, землям и вотчинам, к крепостным людям, а также отношение к еретикам 1, что сделало эту борьбу жесто кой и бескомпромиссной. Последствия же ее для право славия на Руси оказались весьма печальными. Итак, как уже было сказано, сан иеродиакона Феодо рит принял от владыки Новгородского Серапиона, совсем недавно возглавившего Новгородскую кафедру. Его пред шественник святитель Геннадий (Гонзов) был сведен с кафедры (26 июня 1504 г.) якобы за факты «стяжания»2: 1«Иосиф (Волоцкий)... доказывал, что еретиков (“жидовствующих”) следует проклинать и казнить. Кончилось тем , что в декабре 1504 года состоялся в Москве Собор... преподобный Иосиф и был здесь главным обличителем еретиков. Несчастные были не только преданы церковному проклятию, но и осуждены. Одни из них... со жжены в клетке 27 декабря в Москве, другие сожжены потом в Новгороде... Эти страшные казни произвели на всех потрясающее впечатление. Многие из еретиков стали каяться, и многие из право славных почувствовали к ним сострадание. Иосиф же непрестанно писал к Василию Ивановичу, чтобы он не верил их раскаянию. От селе началась открытая вражда у старцев белозерских и вообще “за волжских” против Иосифа. Они в одном из посланий к Великому князю Василию Ивановичу о наказании еретиков хотя и соглаша лись, что “некающихся еретиков и непокоряющихся велено зато чить” (следовательно, они не были защитниками так называемой “свободы совести”. - Прим. М. М.), но утверждали, что “кающихся еретиков и проклинающих ересь свою Церковь Божия приемлет с отверстыми объятьями”, что так и следует поступать сообразно с ду хом и учением Нового Завета» (Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 78-79). 2 «Как ни прискорбно, но мы не можем утаить или исказить ясного свидетельства летописей, что первым нарушителем “Уложения” явился один из святителей, участвовавших в его составлении, и не кто иной, как знаменитый Геннадий Новгородский» (Митр. Мака рий. Кн. 4. Ч. 1..С. 72). 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz