Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

интересы государства: отношение к монастырским име­ ниям, землям и вотчинам, к крепостным людям, а также отношение к еретикам 1, что сделало эту борьбу жесто­ кой и бескомпромиссной. Последствия же ее для право­ славия на Руси оказались весьма печальными. Итак, как уже было сказано, сан иеродиакона Феодо­ рит принял от владыки Новгородского Серапиона, совсем недавно возглавившего Новгородскую кафедру. Его пред­ шественник святитель Геннадий (Гонзов) был сведен с кафедры (26 июня 1504 г.) якобы за факты «стяжания»2: 1«Иосиф (Волоцкий)... доказывал, что еретиков (“жидовствующих”) следует проклинать и казнить. Кончилось тем , что в декабре 1504 года состоялся в Москве Собор... преподобный Иосиф и был здесь главным обличителем еретиков. Несчастные были не только преданы церковному проклятию, но и осуждены. Одни из них... со­ жжены в клетке 27 декабря в Москве, другие сожжены потом в Новгороде... Эти страшные казни произвели на всех потрясающее впечатление. Многие из еретиков стали каяться, и многие из право­ славных почувствовали к ним сострадание. Иосиф же непрестанно писал к Василию Ивановичу, чтобы он не верил их раскаянию. От­ селе началась открытая вражда у старцев белозерских и вообще “за­ волжских” против Иосифа. Они в одном из посланий к Великому князю Василию Ивановичу о наказании еретиков хотя и соглаша­ лись, что “некающихся еретиков и непокоряющихся велено зато­ чить” (следовательно, они не были защитниками так называемой “свободы совести”. - Прим. М. М.), но утверждали, что “кающихся еретиков и проклинающих ересь свою Церковь Божия приемлет с отверстыми объятьями”, что так и следует поступать сообразно с ду­ хом и учением Нового Завета» (Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 78-79). 2 «Как ни прискорбно, но мы не можем утаить или исказить ясного свидетельства летописей, что первым нарушителем “Уложения” явился один из святителей, участвовавших в его составлении, и не кто иной, как знаменитый Геннадий Новгородский» (Митр. Мака­ рий. Кн. 4. Ч. 1..С. 72). 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz