Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

первым выходил на общие работы и участвовал в них наравне с другими. Неусыпно следил за поведением ино­ ков днем и ночью и обращал особое внимание на их ду­ шевное состояние: вразумляя, утешая и подкрепляя сло­ вом совета и силою своей молитвы » 1. Дело-то как раз состояло вовсе не в тех или иных лич­ ностях этого противостояния, большей частью с обеих сто­ рон людей, безусловно, достойных и истинных подвижни­ ков веры, как, например, митрополит Макарий, официаль­ ный противник нестяжательства, явивший замечательный образец святительского служения (святитель Макарий, митрополит Московский, канонизирован в 1988 году). Сама противоположность духовных исканий «нестяжа- телей» и «осифлян» не являлась поводом для борьбы. Так, например, знаменитый Устав преподобного Корнилия Комельского, им собственноручно написанный для братии монастыря, удивительным образом гармонично сочетал в себе как «Поучения о скитском житии» Нила Сорского, так и положения «Духовной грамоты» Иосифа Волоцко- го2. Важнейший аспект духовного возрастания инока - «умное молитвенное делание» был умело сцементирован в нем со строгостью общежительного устава и неукосни­ тельностью монастырского цикла богослужений. Но, увы, ситуация развивалась при активном участии иных сил - на карту были поставлены огромные матери­ альные богатства, а вопросы пути спасения души неиз­ бежно отходили на последний план. Главными стали прак­ тические выводы этого противостояния, затрагивающие 1Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 67. 2См.: Смолич И. К. Русское монашество. М., 1999. С. 58. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz