Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
первым выходил на общие работы и участвовал в них наравне с другими. Неусыпно следил за поведением ино ков днем и ночью и обращал особое внимание на их ду шевное состояние: вразумляя, утешая и подкрепляя сло вом совета и силою своей молитвы » 1. Дело-то как раз состояло вовсе не в тех или иных лич ностях этого противостояния, большей частью с обеих сто рон людей, безусловно, достойных и истинных подвижни ков веры, как, например, митрополит Макарий, официаль ный противник нестяжательства, явивший замечательный образец святительского служения (святитель Макарий, митрополит Московский, канонизирован в 1988 году). Сама противоположность духовных исканий «нестяжа- телей» и «осифлян» не являлась поводом для борьбы. Так, например, знаменитый Устав преподобного Корнилия Комельского, им собственноручно написанный для братии монастыря, удивительным образом гармонично сочетал в себе как «Поучения о скитском житии» Нила Сорского, так и положения «Духовной грамоты» Иосифа Волоцко- го2. Важнейший аспект духовного возрастания инока - «умное молитвенное делание» был умело сцементирован в нем со строгостью общежительного устава и неукосни тельностью монастырского цикла богослужений. Но, увы, ситуация развивалась при активном участии иных сил - на карту были поставлены огромные матери альные богатства, а вопросы пути спасения души неиз бежно отходили на последний план. Главными стали прак тические выводы этого противостояния, затрагивающие 1Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 67. 2См.: Смолич И. К. Русское монашество. М., 1999. С. 58. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz