Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

социальных выводах. Одни исходят из любви, другие из страха Божия, конечно, одни являют кротость и всепро­ щение, другие - строгость к грешнику. В организации иноческой жизни на одной стороне - почти безвластье, на другой - суровая дисциплина. Духовная жизнь “завол- жцев” протекает в отрешенном созерцании и умной мо­ литве, осифляне любят обрядовое благочестие и уставную молитву. Заволжцы защищают духовную свободу и зас­ тупаются за гонимых еретиков, осифляне предают их на казнь. Нестяжатели предпочитают трудовую бедность имениям и даже милостыне, осифляне ищут богатства ради социально организованной благотворительности. Заволжцы при всей бесспорной их русской генеалогии - от преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Бело­ зерского - питаются от православного Востока, осифля­ не проявляют яркий религиозный национализм. Наконец, первые дорожат независимостью от светской власти, пос­ ледние работают над укреплением самодержавия и доб­ ровольно отдают под его попечение и свои монастыри, и всю русскую Церковь. Начала духовной свободы и мисти­ ческой жизни противостоят социальной организации и уставному благочестию » 1. Надо сказать, что сам по себе преподобный Иосиф, игумен Волоколамского монастыря, являл образец «не- стяжательности» и высочайшей духовности: «Одежду носил такую убогую, что его не отличали от других ино­ ков; пищу вкушал большей частью только через день, а ночи проводил в молитве. Первым приходил в церковь, где часто читал и пел на клиросе и говорил поучения; 1Федотов Г. П. Святые Древней Руси / / Волга. 1990. № 4. С. 121. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz