Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

ление развития духовности на Руси в полной мере столк­ нулось с иным подходом к религиозной жизни, с иной практикой спасения, с так называемым «осифлянством»х, Нил Сорский уже почил. Многочисленные его последо­ ватели поселялись в «Заволжье» (Белозерье, Вологодчи­ не), в пустынных уединенных скитах (все более тяготея к Северу России). «Заволжцы» жили исконной духовной традицией православия - «процессом духовного и нрав­ ственного сложения христианской личности»2. Надо с горечью констатировать, что формирующему­ ся Московскому царству уже требовался совсем иной об­ раз церковной жизни. Официальная Церковь как бы ока­ зывалась в плену у интересов государства, была вынуж­ даема составлять с ним единое целое. Почему мы так подробно останавливаемся на этих про­ блемах? Дело в том, что, не поняв сути противостояния «нестяжателей» и «осифлян» в церковной жизни Руси XV- XVI веков, мы не сможем объяснить многих основопола­ гающих побудительных мотивов тех или иных поступков в жизни подвижников Кольского Севера: Феодорита Коль­ ского, Трифона Печенгского, Гурия Печенгского и других. На наш взгляд, наиболее точно суть этих различий сумел раскрыть выдающийся русский философ и историк XX века Г. П. Федотов: «Противоположность между завол­ жскими “нестяжателями” и “осифлянами” поистине ог­ ромна как в самом направлении духовной жизни, так и в 1«Осифлянство» - по имени создателя нового монастырского обще­ жительного устава Иосифа Волоцкого. Направление монашеской жизни, противоположное «нестяжательству». 2Прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия. Репринт. М , 1993. С. 366. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz