Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Новгородский Макарий (1482-1563 гг.), будущий святи­ тель, митрополит Московский и всея Руси. ПУТИ СПАСЕНИЯ. РАЗДУМЬЯ НА РАСПУТЬЕ Итак, получив трехлетний урок терпения, Феодорит уже иеродиаконом вернулся к своему учителю. Надо по­ нимать, что старец Зосима, подвизавшийся в уединении в скиту, вдали от большого общежительного Соловецко­ го монастыря, был приверженцем пустынножительства. И, конечно, он воспитал своего ученика Феодорита в том самом духе нестяжательного, пустынного подвижниче­ ства, умного молитвенного делания, которое еще суще­ ствовало на Руси и питалось духовными токами истинно­ го монашества древнего православного Востока. Это направление религиозной жизни на Руси в нача­ ле XVI века получило название «нестяжательства». Духов­ ным лидером «нестяжателей», старцем-учителем, давшим совершенно уникальный Устав монашеской жизни, стал преподобный Нил Сорский ’. К моменту, когда это направ­ 1 Прп. Нил Сорский, родившийся в 1433 году, в юности постригся в Кирилло-Белозерском монастыре и отправился странствовать на Восток. Пробыв несколько лет на Афоне, изучил греческий, основа­ тельно познакомился с творчеством святых отцов и многими произ­ ведениями духовной литературы. Возвратившись после многих лет, удалился за 15 верст от Белозерского монастыря к реке Соре, где со­ орудил себе часовню и келью. Вскоре вокруг него образовалось мо­ нашеское товарищество. В своих произведениях Преподобный изло­ жил сущность отшельничества как принципа монашеской жизни: «Мир ласкает нас сладкими вещами, после которых бывает горько. Блага мира только кажутся благами, а внутри исполнены зла. Того Бог возлюбил, кого изъял из мира в иночество» (См.: Преподобный Нил Сорский и его устав о скитской жизни. Аскетика или путь к спа­ сению / Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2001). 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz