Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
обычаем был отдан на послушание многолетнему стар цу, иеромонаху, «премудрому Зосиме » '. Старец Зосима, как свидетельствует Соловецкий патерик, упоминается в «Житии Соловецких угодников». Он подвизался в скиту на р. Шуе (побережье Белого моря, напротив Соловецких островов, южнее нынешней Кеми)2. Известно также, что в 1485 году3именно через него Зосима и Савватий Соло вецкие «явили чудесное заступничество и помощь своей погоревшей обители»4. Видимо, именно эти качества Зосимы и определили выбор наставника для необычного юноши, инока Феодо рита, а также и условий жизни - в уединенном скиту, вда ли от большого монастыря. В атмосфере живых преданий и строгих традиций вос питывался молодой инок Феодорит. «Навыче всякой духов ной премудрости», он продолжал формироваться как книж ник, в чем ему, конечно, оказала помощь соловецкая 1«Новоначальный инок поступал в послушание старцу, которому он полностью подчинялся, отсекая свою греховную волю и открывая помыслы; без такого послушания старцу невозможно было преус пеяние в духовной жизни» (Блаженный Феодорит Кирский. Исто рия боголюбцев. М., 1996. С. 363). 2«По данным изученных нами писцовых книг, внешний вид погоста (скита) обычно рисуется таким. На огороженной площади находи лась церковь, кладбище, двор попов, пономарская и несколько ке лий для нищих. Храм, обычно на крайнем Севере в честь “Спаса- Преображенья”, с популярными приделами в честь Николы или Клемента, папы Римского» (Савич А. А. Соловецкая вотчина XV- XVII вв. Пермь, 1927. С. 31). 3«В 1485 году в Великий пост Соловецкий монастырь погорел» (Мол чанов К. Описание Архангельской губернии. СПб., 1813. С. 289). 4Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 42. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz