Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

обычаем был отдан на послушание многолетнему стар­ цу, иеромонаху, «премудрому Зосиме » '. Старец Зосима, как свидетельствует Соловецкий патерик, упоминается в «Житии Соловецких угодников». Он подвизался в скиту на р. Шуе (побережье Белого моря, напротив Соловецких островов, южнее нынешней Кеми)2. Известно также, что в 1485 году3именно через него Зосима и Савватий Соло­ вецкие «явили чудесное заступничество и помощь своей погоревшей обители»4. Видимо, именно эти качества Зосимы и определили выбор наставника для необычного юноши, инока Феодо­ рита, а также и условий жизни - в уединенном скиту, вда­ ли от большого монастыря. В атмосфере живых преданий и строгих традиций вос­ питывался молодой инок Феодорит. «Навыче всякой духов­ ной премудрости», он продолжал формироваться как книж­ ник, в чем ему, конечно, оказала помощь соловецкая 1«Новоначальный инок поступал в послушание старцу, которому он полностью подчинялся, отсекая свою греховную волю и открывая помыслы; без такого послушания старцу невозможно было преус­ пеяние в духовной жизни» (Блаженный Феодорит Кирский. Исто­ рия боголюбцев. М., 1996. С. 363). 2«По данным изученных нами писцовых книг, внешний вид погоста (скита) обычно рисуется таким. На огороженной площади находи­ лась церковь, кладбище, двор попов, пономарская и несколько ке­ лий для нищих. Храм, обычно на крайнем Севере в честь “Спаса- Преображенья”, с популярными приделами в честь Николы или Клемента, папы Римского» (Савич А. А. Соловецкая вотчина XV- XVII вв. Пермь, 1927. С. 31). 3«В 1485 году в Великий пост Соловецкий монастырь погорел» (Мол­ чанов К. Описание Архангельской губернии. СПб., 1813. С. 289). 4Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 42. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz