Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

как « цесари Римские ». Это поручение Феодорит выполня­ ет очень успешно, несмотря на свой весьма преклонный возраст, трудности, препятствия и болезни в пути. Царь, весьма довольный полученным патриаршим посланием с благословением, награждает Феодорита 300 большими серебрениками и « кожухом драгих собо­ лей», а также предлагает ему выбрать себе « власть ду­ ховную», какую бы хотел. Феодорит смиренно отказы­ вается от всех даров и лишь по особому уговору царя принимает 25 монет. Раздав деньги нищим, переезжа­ ет жить в Спасо-Прилуцкий монастырь под Вологду. Из этого монастыря он регулярно предпринимает путеше­ ствия через Холмогоры рекою Двиною до моря и мо­ рем до Печенги, туда, где Мурманская земля, где жи­ вет лопарский народ и там же и « Кола-великая река в море впадает, а в устье ее монастырь, созданный Феодо- ритом ». Летом, добираясь по морю, « зимой на оленях по непроходимым пустыням», посещая и окормляя де­ тей своих духовных, забывши ненависть иных «нечело­ веколюбивых монахов» и «пекущися о спасении душ их», сея «в неверных проповедь евангельскую » и «размножая благочестие - врученный ему от Бога талант» в народе этом лопарском, «не щадяще ни старости своей, ни не­ мощного тела, сокрушенного многими летами и велики­ ми трудами». Как бы предвидя сомнения будущих исследовате­ лей этой повести в реальности столь долгих лет жизни старца и весьма тяжких трудов, Курбский обращается к таким скептикам: «Смотри сюда, полувер, лицемерный христианин, размягченный и разложенный различными наслаждениями: какие храбрые обретаются старцы в пра­ вославной Христианской земле, на правоверных догматах 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz