Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

и лишь своими руками кормиться »? И « сложившись с диаво- лом», монахи, схватив Феодорита, « старца святого, бьют нещадно и не только из монастыря извлачают, но и из стра­ ны той изгоняют, как врага некоего ». Феодорит «неволей» отведен от тех пустынь «во все­ ленную», где становится игуменом в малом монастыре в Новгородской земле. Здесь проводит он два года. О подвижничестве Феодорита узнает царь ИоаНн Грозный и призывает Феодорита к себе. Архиепископ Суздальский поставляет его архимандритом Спасо-Евфи- миева монастыря в Суздале. Там Феодорит пребывает около четырех-пяти лет. В монастыре обнаруживает «зело не обузданных монахов, своевольно не поуставам и святым правилам живущих ». Их он «уздает и востязает страхом Божиим», но также обличает и епископа Суздальского «за сребролюбие и пианство ». Далее Курбский описывает борьбу церкви с «ересью Люторской явившеся на церковные догматы ». Обвинения в ереси стали удобным поводом для гонений. Был окле­ ветан и Феодорит и сослан в Кирилло-Белозерский мона­ стырь «в неволю», где полтора года претерпевал «ругание и бесчестие ». После этого Феодорит отписал Курбскому и иным своим духовным чадам о своей нынешней скорби, и те, «саном почтенные », собравшись, пришли к «архиепис­ копу Макарию » с ходатайством. И тот, « устыдившись на­ шего сана», также вспоминая и духовничество Феодори­ та, послал письмо в монастырь, «повелевающе отпусти- ти мужа и жительствовати ему свободне, идеже хощет ». И Феодорит поселяется в Ярославле, в монастыре, где, прожив год или два, призывается царем и отправляется послом к Константинопольскому Патриарху просить бла­ гословения на коронацию по чину венчания на царство, 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz