Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

находит « духовных монахов» и «святых мужей». Тут жи­ вет он два года, предаваясь « жестокому и святому житель­ ству, умучая и покоряя плоть свою в порабощение и в послу­ шание духа». После перемещается в Порфирьеву пустынь, где встречает « божественного Порфирия', исповедника и первомученика». Далее Курбский делает пространное отступление о судьбе Порфирия, приступая к главной задаче своей «Ис­ тории...» - обличению царской тирании, в данном случае на примере страданий Порфирия - « бывшего уже игумена Сергиевой обители, много страдавшего мучениями и тяж­ кими оковами от князя великого (Василия III)». С « блаженным» Порфирием Феодорит прожил в пус­ тыне «аки четыре лета», когда получил письмо от своего духовного отца старца Зосимы, писавшего, что чувствует приближение своего отшествия ко Господу и просит Фе­ одорита возвратиться к нему. Феодорит немедленно отправляется в путь «по вели­ ким и непроходимым пустыням». Добравшись до своего учителя и духовного отца, служит ему в его «немощах и недугах, аж до смерти старца» (в течение около одного года). Похоронив почившего Зосиму, Феодорит «разжег­ ся желанием пустынного безмолвного жительства» и плы­ вет на небольшом судне «великою Колою рекою» до «глу­ боких варваров, Лопарей диких». Там он «вселяется в... лесах пустых, непроходимых». Через несколько месяцев встречает Феодорит здесь единственного пустынника, 1«...Игумен Троицкий, Порфирий, муж, воспитанный в пустыне и в простых обычаях» (Карамзин Н. М. История государства Российс­ кого. СПб., 1997. Т. 7. С. 483. - В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Карамзин. - Прим. ред.). 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz