Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
находит « духовных монахов» и «святых мужей». Тут жи вет он два года, предаваясь « жестокому и святому житель ству, умучая и покоряя плоть свою в порабощение и в послу шание духа». После перемещается в Порфирьеву пустынь, где встречает « божественного Порфирия', исповедника и первомученика». Далее Курбский делает пространное отступление о судьбе Порфирия, приступая к главной задаче своей «Ис тории...» - обличению царской тирании, в данном случае на примере страданий Порфирия - « бывшего уже игумена Сергиевой обители, много страдавшего мучениями и тяж кими оковами от князя великого (Василия III)». С « блаженным» Порфирием Феодорит прожил в пус тыне «аки четыре лета», когда получил письмо от своего духовного отца старца Зосимы, писавшего, что чувствует приближение своего отшествия ко Господу и просит Фе одорита возвратиться к нему. Феодорит немедленно отправляется в путь «по вели ким и непроходимым пустыням». Добравшись до своего учителя и духовного отца, служит ему в его «немощах и недугах, аж до смерти старца» (в течение около одного года). Похоронив почившего Зосиму, Феодорит «разжег ся желанием пустынного безмолвного жительства» и плы вет на небольшом судне «великою Колою рекою» до «глу боких варваров, Лопарей диких». Там он «вселяется в... лесах пустых, непроходимых». Через несколько месяцев встречает Феодорит здесь единственного пустынника, 1«...Игумен Троицкий, Порфирий, муж, воспитанный в пустыне и в простых обычаях» (Карамзин Н. М. История государства Российс кого. СПб., 1997. Т. 7. С. 483. - В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Карамзин. - Прим. ред.). 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz