Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

на главный праздник обители - День памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (8 августа), Феодорит уже не покинул отчий монастырь, место, где 77 лет назад еще мальчишкой принял он постриг. Он скончался через несколь­ ко дней, 17 августа 1571 года, о чем гласила надпись на бе­ лой могильной плите близ южной стены Преображенского собора: «Лета 7079 августа 17дня преставися раб Божий свя- щенно-архимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священно-инок Феодорит, Соловецкий постриженник» \ ЗАВЕРШАЯ РАЗГОВОР В исторической практике канонизации всегда наибо­ лее значимым для принятия решения о прославлении подвижника было установление фактов чудотворений при его жизни или после кончины. Свидетелем таких фактов в случае с Феодоритом мог бы выступить именно князь А. Курбский. Надо сказать, что достоверность всего мате­ риала этой «Истории...» неоднократно подвергалась кри­ тическому анализу. Серьезные исследования, в том числе и последнего времени, убедительно доказывают истори­ ческую правдивость и честность Курбского-публициста2. Н. М. Карамзин в своей «Истории Государства Рос­ сийского» смело использует информацию из трудов Кур­ бского и высоко о нем отзывается: «Так повествует ум­ ный современник князь Андрей Курбский...» В своей 1Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 43. 2 «...На жизнеописание Феодорита следует смотреть как на весьма достоверный письменный памятник сравнительно с другими жи­ тиями поморских подвижников» (Яхонтов И. К. Жития святых се- верно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 121,126). См. также: Калугин. С. 203. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz