Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
древнего старца, и Феодорит продолжил, двадцать лет назад «по козням бесовским» прерванное окормление братии монастыря. Действительно, прошло уже двадцать лет, как случи лось то тяжкое искушение с кольскими монахами. Мно гие из них уже сами, став опытными воинами Христовы ми, слезно каялись в том грехе перед Господом. И вот те перь имели такую благодатную, счастливую возможность излить свою боль и просить прощения у их первого ду ховного отца, у их учителя - блаженного старца Феодо рита. Что же касается возражений по поводу того, что мог ли при настоятеле монастыря игумене Гурии быть еще и строитель монастыря, то в дальнейшей истории обители мы находим свидетельства вполне независимого суще ствования этих должностей. «В 1579 году вместе с игуме ном Гурием упоминается строитель Сергий...»1 Скорее всего, последние годы своей жизни Феодорит провел в им основанном Кандалакшском монастыре. Здесь же с ним встречался в 1568 году голландец Салинген, с ко торым Феодорит беседовал о приграничных проблемах этого края, демонстрируя написанную им историю Каре лии и Лапландии. Думается, что упомянутая выше «Дан ная Евсевия Букина...» 1569 года также писалась «строите лю Феодориту», находящемуся в Кандалакшском монас тыре, поскольку Порья Губа, где свои требы, тони и варницы имели как Печенгский, так и многие другие мо настыри, находится не так далеко от Кандалакши. Но долгая и всецело отданная Господу славная жизнь Феодорита уже близилась к блаженной кончине. И вот, ви димо, добравшись в 1571 году из Кандалакши на Соловки, 1Андреев. С. 153. Прим. 1. 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz