Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Завершая ранее поднятую тему, следует добавить, что как ни удивительно, но эта таинственная духовная связь двух великих фигур, славных подвижников, заложивших основу православной духовности на Кольском Севере, Трифона и Феодорита, нашла свое промыслительное за­ вершение в Последние годы жизни нашего почтенного и блаженного старца. В конце XIX века историк С. Белокуров обнаружил среди актов Соловецкого монастыря так называемую «Данную» 1569 года порьегубца Евсевия Букина Троиц­ кому Печенгскому монастырю, «строителю Феодориту с братьею, на половину требов по реке Порье»*. Таким об­ разом, в 1569 году Феодорит не только наезжал окорм- лять духовно своих северных чад, но и являлся строите­ лем Печенгского монастыря2. Если подходить с канони­ ческой точки зрения, то Феодорит и не переставал быть строителем основанного им Свято-Троицкого монастыря, поскольку бунт братии в 1549 году не лишает силы став­ леной грамоты - «писания ставильного», данного Феодо­ риту архиепископом Макарием. Надо думать, что давний друг и сомолитвенник Феодорита преподобный Трифон с почтением и любовью одобрил это последнее деяние Н А И ЗЛ Е Т Е Ж И З Н И 1 Белокуров С. Материалы для русской истории. М., 1888. С. 65. См. также: Андреев А. Н. К истории колонизации западной части Коль­ ского полуострова// Исторический журнал. Пг., 1920. Кн. 1. С. 29. 2При всем правдоподобии все же это предположение не бесспорное. Так, например, в известном «Датском документе», в перечне имен братии монастыря, убиенных при разгроме в 1589 году, упоминает­ ся имя и монаха Феодорита, который теоретически тоже мог бы быть «строителем» в 1569 году. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz