Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
машских тундр к морскому побережью в район рек Печен- ги, Лицы, Паза, а к зиме в обратном направлении 1. По поводу возможности путешествий Феодорита в столь преклонном возрасте (более 80 лет), как уже гово рилось ранее, было много скептических замечаний и со мнений в их достоверности. Курбский разделяет с буду щим читателем восхищение по поводу такого самоотвер женного апостольского подвижничества: «Воистину сие удивления достойно, в такой старости и такие неудобные, жестокие пути претерпел... не щадаще ни старости, ни немощного тела, сокрушенного многими летами и велики ми трудами». После бегства Курбского из России над Феодоритом сгустились тучи. Карамзин пишет: «Всеми уважаемый, и самим царем, Феодорит возбудил гнев Иоаннов дружбою к князю Курбскому, бывшему духовному сыну сего ревно стного христианского пастыря»2. В 1562 году Феодорит был подвергнут допросу. «В описи царского архива XVI века ука заны “речи старца от Спаса из Ярославля, попа черного, отца духовного Курбского”» 3. Видимо, ситуация, действи тельно, была очень серьезной. Слухи о мученической смер ти Феодорита, настойчиво ходящие в народе, тому явное подтверждение. Когда он «дерзнул напомнить царю о жа лостной судьбе знаменитого беглеца, дерзнул говорить о прощении», то Иоанн «восклекотал, яко дикий вепрь, и 1 См.: Расмуссен Ханс-Эрик. Схема сезонных миграций оленей на Кольском полуострове / / Народы и культура Баренцева региона. Тромсе, 1996. С. 53. 2Карамзин. Т. 9. С. 139. 3 Шмидт С. О. Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа за 1614 г. М., 1960. С. 38.. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz