Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Севере. Печенгский монастырь в полной мере сумел ис пользовать уникальные возможности небывалых льгот, дарованных царской Жалованной грамотой 1556 года, и достиг выдающегося расцвета в торговле и промыс лах. В то же время волость Кола как раз в этот период явно замедлила свое развитие. И даже много позже, уже в 1586 году, царь Феодор Иоаннович «не велели в Коле торгу быти, ибо в том месте торгу быти не пригоже: то место убогое»х. Именно поэтому «морем до Печенги» и направлялся Феодорит. По рекам и по морю, это значит - в летний период. Зимой маршрут передвижения был бы несколь ко иным. И именно сначала в Печенгу, ставшую к это му времени духовным, хозяйственным и торговым цен тром края, где подвизались его «нечеловеколюбные монахи » и где в летний период оказывались его «коль- ские» лопари, приходящие сюда вслед за кочующими к морю стадами диких оленей, спасающихся на прохлад ном взморье от страшных кровососущих насекомых летней тундры. Эта удивительная неразрывная связь Колы и Печенги, Феодорита и Трифона, Кольского Троицкого и Печенгско го Троицкого монастырей, столь явно видимая на духов ном уровне, нашла и свое мирозданное воплощение в этом вечном сезонном передвижении оленьих стад весной- летом из Усть-Кольских, Туломских, Нотосельгских, Муно- 1Жалованные грамоты царя Федора Иоанновича / / Отечественные записки 1829 года. СПб., Кн. CXV. С. 236. Хотя надо пояснить, что такая характеристика волости Колы вовсе не подлинное царское мнение о ней, а лишь дипломатическая уловка, для отказа датча нам в открытии торга в Коле. 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz