Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Здесь старец приходит в силу и долечивает болезнь, при везенную с жаркого юга. И вот он вновь в пути, направ ляясь на Север, в дальние края «аж до дикие Лопи». Цель поездки одна: окормлять «детей своих духовных, как мона хов, так и Лопянов, наученных и крещенных от него, печась о спасении душ их. В сомневающихся сея проповедь евангель скую и размножающе благочестие, этот врученный ему от Бога талант, в столь глубоко грубом и варварском народе Лопарском ». Курбский указывает, что он был свидетелем двух та ких поездок Феодорита: «два крата ездяши при мне \ от Вологды до Холмогор, реками плавающе, а от ХолмогорДви ною рекою великою до моря, а морем до Печенги, яже нари- цается Мурманская земля, где живет Лопский народ; там же и Кола, река великая в море впадает, на устье ее монас тырь создан от него». Скептические замечания исследователей по поводу маршрута, описанного Курбским, и якобы слабом знании им географии2, неосновательны. Хорошо известно, что из «важного торгового места» в устье Северной Двины (Никольский монастырь)3отправлялись торговые кораб ли, суда промышленников и рыбаков в сторону Норве гии, в Европу и, конечно же, в Печенгу, которая наряду с Кегором уже стала одним из главных мест торговли на 1То есть с1558 по 1564 год - до бегства Курбского в Литву с началом жестокой тирании Грозного и опричнины. 2См., например: Андреев А. И. К истории русской колонизации / / Дела и дни. Пг., 1920. Кн. 1. С. 28; Голубинский. Т. 2. С. 860. 3 «С того времени, с 1555 года, пристань свт. Николая (будущий Ар хангельск), где кроме бедного уединенного монастыря было пять или шесть домов, оживилась и сделалась важным торговым мес том» (Карамзин. Т. 8. С. 670). 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz