Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Эфесский...»1Таким образом, мы видим, что титло «бла­ женный» - это высшая степень признания заслуг подвиж­ ника до его прославления в лике святого. В случае же про­ славления Феодориту, очевидно, должно быть присвое­ но титло - «преподобный». «К ЛЕДОВОМУ МОРЮ...» Завершились, наконец, благополучно с Божией помо­ щью беды и искушения, неизбежно достающиеся иноку, оказавшемуся втянутым в жизнь мира с его страстями, политическими дрязгами и властными попечениями. Наконец-то мысли Феодорита устремились в желанном ему направлении, в сторону Севера дикого, «забывши не­ нависть тех нечеловеколюбных монахов», к любезным его сердцу лопарям. И он перебирается под Вологду, в Спасо- Прилуцкий монастырь. «Полюбил жити в монастыре близ великого града Вологды, его же создал святый Димитрий Прилуцкий, а то место Вологда от Москвы лежит сто миль2, на пути едучи к Ледовому морю». Вологда - после­ дний крупный город перед дальней дорогой на Север3. 1Еп. Варнава (Беляев). Искусство православной святости. Н. Новго­ род, 1997. Т. 1. С. 157. 2Здесь мы еще раз сталкиваемся с расстоянием, указанном в милях. Но между Москвой и Вологдой 450 км, то есть, по Курбскому, одна миля равна приблизительно 4,5 км. Справочная же литература ука­ зывает, что старорусская миля равна приблизительно 7,5 км. Воз­ можно, что, находясь в эмиграции и подчас ориентируясь на мест­ ного читателя, Курбский использует меру расстояния - «милю», бытовавшую в это время в Литве. Россия же в XVI веке путь изме­ ряла верстами. 3См.: Соловьев С. М. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1997. Т. 1. С. 274-275. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz