Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Видимо, действительно, старец Феодорит в духовной жизни Руси XVI века - явление совершенно уникальное. Он пронес через всю жизнь от своей столь благочести вой, целомудренной юности до глубокой, благодатной старости такой чистый и блаженный свет веры Евангель ской, настолько не подвластной соблазнам и терниям века сего, что этому преподобному старцу церковь православ ная «присвоила редкое титло - Блаженный» Об этом пишет иеромонах Николай, составитель «Со ловецкого патерика». Против такого титла выступал в своих статьях архимандрит Никодим, смотритель Санкт- Петербургского Александро-Невского духовного учили ща, называя его «очевидной ошибкой»2. Но это в том случае, если «блаженными», как справедливо указывает протоиерей Григорий Дьяченко, мы будем называть «осо бый разряд св. подвижников и подвижниц, иначе назы ваемых юродивыми». Далее же отец Григорий поясняет, что «блаженными» могут называться в Св. Церкви и со кровенные святые, тайно угодившие Богу3. В нашем же случае наиболее убедительными могут быть признаны высказывания епископа Варнавы (Беляе ва): «Есть еще лица, которые хотя и не прославлены Цер ковью в числе святых, но пользуются от нее уважением за свою высокую образованность и подвижническую жизнь. Их называют - блаженными отцами или учителя ми и поставляют вслед за святыми отцами. Таковы, на пример, патриарх Фотий, Феофилакт Болгарский, Марк 1См.: Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 43. 2Архим. Никодим. Прп. Трифон и его ученики. СПб., 1901. С. 29. 3Словарь. С. 46. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz