Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
дары сии». Феодорит повиновался «за послушание», но взял от 300 лишь 25 серебряных монет. После чего, « по клонившись по обычаю изыде от лица царского » К Царь же повелел все же шубу отнести в келию, где жил Феодорит. Мы знаем по хронологии событий2, что разговор этот состоялся зимой, и настойчивость царя относительно шубы была вызвана заботой о почти восьмидесятилетием старце и, видимо, не совсем здоровом3. Мы помним его тяжелую двухмесячную горячку в Константинополе. Да и предстал он перед царем в своей традиционной ветхой иноческой одежде4. Шубу Феодорит продал и все деньги царские раздал нищим. Искренне исповедующий иноческие обеты не знает компромиссов. 1 Надо отдать должное непредвзятости Курбского в его описании столь удивительного для Грозного смирения и незлобия. Курбский честен, даже когда это не вписывается в общую картину его пове ствования о тирании и жестокости царя Иоанна. 2 «Он был отправлен в Константинополь вместе с митрополитом Евгрипским и Кизичским Иоасафом и русскими купцами 1 января 1557 и вернулся 2 декабря того же года» (Гладкий А. И. К вопросу о подлинности Истории о великом князе Московском А. М. Курбско го (житие Феодорита) / / ТОДРЛ. М., 1981. Т. 36. С. 240). 3Всякий, кто путешествовал с севера на юг и обратно, хорошо пред ставляет, какая бывает тяжелая акклиматизация, да еще при таком возрасте. 4«Рясе монашеской приличествует быть ветхой и обновляться запла тами. “Ряса” по словопроизводству своему с греческого - есть “зап латанная одежда”» (Воронцов Е. Мысли об иночестве свт. Кирилла Туровского / / Вера и разум. Харьков, 1900. С. 634). 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz