Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

в вере Православной 1, Феодорит, конечно же, не преми­ нул совершить паломничество и на Святую землю. Столь дальнее путешествие, длившееся почти целый год, было не простым для Феодорита: «...многие на пути беды и труды подъял». Добравшись до Константинополя, Феодорит к тому же еще и тяжело заболел, «огненным не­ дугом, аки два месяца объят был», но от всех этих бед «бла- годатию Божиею избавлен, возвратился здрав». Ответствен­ нейшее дипломатическое поручение Феодорит выполнил с честью. Патриарх постановил собрать архиереев Гречес­ кой Церкви, дабы соборно благословить Великого Князя на возведение в царский сан. Таким образом, получала официальный статус идея наследования Московским цар­ ством достоинства Византийской империи: «Москва - Третий Рим». С Феодоритом из Константинополя для государя была передана «древняя книга» с чином «венчания императо­ ров византийских»2, Курбский называет ее « книга царско­ го величества вся». Саму Патриаршую грамоту под заглавием «Соборная грамота Православной Восточной Церкви, утверждающая сан Царя за Великим князем Иоанном IV Васильевичем» 1Эта проверка была связана с просьбами Константинопольского пат­ риарха о пожертвованиях этому монастырю как пришедшему в со­ вершенную нищету и упадок: «...о монастырском деле, о котором били челом тебе Царю о келиях, о монастыре, и о сооружении...» (Кн. Оболенский. Полная Соборная Грамота 1561 года. М., 1850. С. 38). «Тоя же зимы, декабря 20 день приидоша старцы от Святыя горы Афонския из Хиландаря монастыря сербского... чтобы их го­ сударь пожаловал, взял в царское свое имя монастырь» (Татищев. С. 243). 2Карамзин. Т. 9. С. 139. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz