Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
в вере Православной 1, Феодорит, конечно же, не преми нул совершить паломничество и на Святую землю. Столь дальнее путешествие, длившееся почти целый год, было не простым для Феодорита: «...многие на пути беды и труды подъял». Добравшись до Константинополя, Феодорит к тому же еще и тяжело заболел, «огненным не дугом, аки два месяца объят был», но от всех этих бед «бла- годатию Божиею избавлен, возвратился здрав». Ответствен нейшее дипломатическое поручение Феодорит выполнил с честью. Патриарх постановил собрать архиереев Гречес кой Церкви, дабы соборно благословить Великого Князя на возведение в царский сан. Таким образом, получала официальный статус идея наследования Московским цар ством достоинства Византийской империи: «Москва - Третий Рим». С Феодоритом из Константинополя для государя была передана «древняя книга» с чином «венчания императо ров византийских»2, Курбский называет ее « книга царско го величества вся». Саму Патриаршую грамоту под заглавием «Соборная грамота Православной Восточной Церкви, утверждающая сан Царя за Великим князем Иоанном IV Васильевичем» 1Эта проверка была связана с просьбами Константинопольского пат риарха о пожертвованиях этому монастырю как пришедшему в со вершенную нищету и упадок: «...о монастырском деле, о котором били челом тебе Царю о келиях, о монастыре, и о сооружении...» (Кн. Оболенский. Полная Соборная Грамота 1561 года. М., 1850. С. 38). «Тоя же зимы, декабря 20 день приидоша старцы от Святыя горы Афонския из Хиландаря монастыря сербского... чтобы их го сударь пожаловал, взял в царское свое имя монастырь» (Татищев. С. 243). 2Карамзин. Т. 9. С. 139. 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz