Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

повыспрашивать, какие у Турского Султана дела-умышле- ния; да все что услышит, Феодориту то себе записывать, дабы сказати Царю и Великому Князю. А память сию (за­ пись) держать у себя, да не ведал бы ее никто » 1. Действительно, Собор так быстро собрать оказалось невозможным, и Патриарх с Феодоритом послал «грамо­ ту обычную», в которой, в частности, писал, обращаясь к Царствующему Дому, что все подробности «исповедует вам во всем вернейший вам преподобнейший священно- инок Феодорит, и веру имейте ему, как самому духовней­ шему молебнику и он сполна все расскажет своими уста­ ми»2. С Феодоритом также передал послание царю и мит­ рополит Евгрипский Иоасаф, в котором, в частности, упоминает о том благоприятном впечатлении, которое произвел на патриарха и его окружение Феодорит: «мо- лебник твой царский все что ты говорил ему, весьма ду­ ховно исправил и все с радостию это восприняли»3. Касаясь главного вопроса соборного благословения, Иоасаф сообщает: «...о том твоем царском деле соборова- ти не успели, и потом будет собрание архиерейское и твое Царское дело и грамоты из Собора пришлют... и дело твое Царское совершится во всем»4. В конце «тайной памяти» имеется еще одно важное указание: «...а захочет Феодорит из Святые горы и во Иеру­ салиме побывать, Феодориту в том воля». Так что после посещения Святой горы Афон и некоего «тайного инспек­ тирования» Хилендарского монастыря на предмет стояния 1Кн. Оболенский. Полная Соборная Грамота 1561 года. М., 1850. С. 35. 2Там же. С. 37. 3Там же. С. 38. 4Там же. С. 38.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz