Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

прибыл с челобитной к царю «мурманьский даныцик Ва- сюнко Копии». Прибывший из района Печенги данщик Василий просил защиты от бесчинств, творимых в лопар­ ских погостах сборщиками податей в пользу датского короля. Придворный летописец отмечает, что вместе с этой жалобой была подана и челобитная «игумена Свя­ того Чудотворца Николы, что на Печенге, близ Варгава » 1, в которой описывается сложная и опасная обстановка, несмотря на которую монастырь продолжает свое суще­ ствование на этом важном рубеже. Можно сказать вполне уверенно, что с осени Феодо­ рит как богослов и знаток греческого языка находился при царском дворе, поскольку к 1 октября 1556 года в Москву прибыло посольство от Константинопольского Патриар­ ха во главе с митрополитом Евгрипским и Кизическим Иоасафом. Своей волею венчавшийся на царство еще в 1547 году2, молодой царь Иоанн Грозный не обращался в Константи­ нополь за Патриаршим благословением, с одной стороны, демонстрируя свою независимость, а с другой - справедли­ во полагая, что может получить и отказ3. И вот наконец осенью 1556 года представился благо­ приятный случай. От Константинопольского Патриарха 1Сборник Императорского Русского Исторического общества. Т. 129. СПб., 1910. С. 18. 2 «Генваря 16 дня, в неделю венчан бысть на царство Русское благо­ верный и великий князь Иван Васильевич всея Руси, преосвящен­ ным Макарием, митрополитом всея Руси и архиепископы и еписко­ пы, и архимандриты, и всем освященным собором русския митро­ полии» (Татищев. С. 161). 3 См.: Голубинский. Т. 2. С. 846. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz