Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Несмотря на то, что, по Курбскому, авторитет Феодо­ рита среди отцов церкви был очень высок и « некоторые епископы пытались его оправдать, зная его бытие, как мужа непорочного», архиепископ Афанасий, не могущий простить Феодориту его обличений «за сребролюбие и пиянство», привлек для оклеветания старца еще и монахов Евфимие- ва монастыря во главе со своим преемником игуменом Симеоном, «которые имели на него ненависть, за его стро­ гость и в том обличении его были лукавы и весьма искусны». «Большинство отцов Собора, за исключением разве Кассиана Рязанского и митрополита Макария, принадле­ жали к числу владык, которые придерживались учения преподобного Иосифа Волоцкого. Говоря языком Курбс­ кого, это были миролюбцы, любостяжатели, сребролю­ бивые и пьяные»1. «Таков в нынешнем веке презлый и лю- бостяжательный, лукавства исполнен монашеский род!» После Собора в 1555 году Феодорит был отрешен от архимандритства и опять же усилиями Суздальского ар­ хиепископа сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, игуменом которого, как известно, еще недавно был Афа­ насий, предполагавший, что оставшиеся там «ученики его отомстят» Феодориту. Но оказалось, что слава о свято­ сти Феодорита столь велика, что «когда завезен он был туда и увидевшие его живущие там монахи, те, которые усердные и доброжительные, ничего не знающие о лукавом совете и презлом том деле, приняли его как мужа издавна в преподобии сущего и во святыни многой». Это вызвало со стороны «проинструктированных» сторонников вла­ 1Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре / / Христианское чтение. СПб., 1900. С. 274. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz