Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
«Пребывати же ему внутрь монастыря с великою кре- постию... Заключену ж ему быти в некоей келье молча- тельной... Да пребывает без Святого Причащения навсег да...»1 Многие исследователи отмечают, что Артемию вскоре (в 1555 г.) удалось бежать с острова, из этого «стро гого» заточения, после чего он объявился в Литве. Всем было очевидно, что такой побег невозможен без влиятель ных «соучастников». Но никому, даже игумену Филиппу (Филипп Колычев - будущий митрополит), не было по ставлено это в вину. Скорее всего, все это было молчали во одобрено свыше. Никто, конечно, всерьез не мог счи тать «старцев-заволжцев» еретиками. Но их сопротивле ние окончательной официальной линии церкви как-то надо было прекращать. Выступившие в защиту Артемия его друзья старцы-«нестяжатели», в том числе и Феодо рит, сами оказались за это осужденными2. Как можно догадаться, особо рьяно Феодорита как единомышленника Артемия обвинял архиепископ Афа насий, «по ненависти глаголя» и вспоминая то давнее про тиводействие ему, еще в бытность игуменом Кирилло- Белозерского монастыря, со стороны старцев-пустынни- ков и их нелицеприятные обличения за упадок и нестрое ния в монастырской жизни. «Феодорит, - рече Афанасий, - согласник и товарищ Артемиев, так может и он сам еретик есть, понеже с ним в единой пустыни немало лет пребывал». 1Из подлинной грамоты о решении Собора. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI-XIX веке. С. 49. 2 «Так осифлянская группировка, занимавшая высшие посты в рус ской церкви, расправилась со своими противниками нестяжателями. Достоверность рассказа Курбского подтверждается документальны ми материалами» (Калугин. С. 200). 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz