Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

Такое же положение сложилось и в целом в русской церкви ко времени Стоглавого Собора. Что-то надо было делать с несгибаемыми в своей чистоте и крепости духа «заволжскими нестяжателями», всей своей жизнью и даже внешним видом протестовавшими против духов­ ного обнищания в церковной среде и не вписавшимися в общий порядок и «стяжательный» дух официальной Церкви. Повод для судилища нашелся скоро. В 1553— 1554 годах в связи со случаями возникновения протес­ тантских ересей в Москве сначала в качестве свидетеля был вызван на Собор «премудрый Артемий ». Царь же Иоанн был в большой обиде на старца, самовольно ос­ тавившего игуменство в Троице-Сергиевом монастыре, и не пожелал оградить Артемия от несправедливых на­ говоров и последующего его осуждения. «Это было как раз после известной болезни Грозного и после знамени­ той поездки его в Кириллов монастырь, когда поколе­ балось отношение царя к его прежним советникам»1. Сохранившиеся подлинные вопросы на суде и ответы Артемия2 ясно показывают, что решение по его «делу» епископатом церкви, по сути, было принято раньше, и его аргументы в свою защиту значения не имели3. Он был лишен сана и сослан в строгое заключение на Со­ ловки. «Оковавши веригами железными, биют неповинно­ го святаго мужа и отсылают в вечное заточение аж на Соловецкий остров ». 1Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре / / Христианское чтение. СПб., 1900. С. 281. 2 См. Костомаров Н. И. Русская история. Т. 1. Вып. 2. С. 440-443. 3 Карташов. Т. 1. С. 511. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz