Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
было понимания с епископом Суздальским и Тарусским Афанасием (князем Палецким)1. По словам Курбского2, епископ Афанасий был подвержен сребролюбию и пьян ству. Феодорит же « от рождения своего чист и непорочен; к тому же трезвость во все дни живота своего храняще», испытывал явное давление со стороны владыки Афана сия. Хотя следует признать, что истоки этого конфликта появились значительно раньше. Владыка Афанасий до сво его рукоположения во епископы был игуменом Кирилло- Белозерского монастыря (с 1537 года по 1551 год)3. Как раз в этот период Феодорит и встречался с Артемием и иными «заволжцами», подвизаясь в пустынях этого мо настыря. Именно старцы этих многочисленных пустыней, поддерживая устав Нила Сорского, противостояли упад ку монашеского духа в самом монастыре, возглавляемом игуменом Афанасием4. И когда в 1551 году, став уже епископом, владыка Афа насий и Феодорит одновременно появились в Суздальской епархии, прежнее противостояние переросло в новый кон фликт. Конфликт настолько принципиальный, что не пред полагал перспективы его преодоления и примирения. 1Так по спискам иерархов П. М. Строева, но есть сомнения. Об этом см.: Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло- Белозерском монастыре / / Христианское чтение. СПб., 1900. С. 271, где фамилия Афанасия - Полоцкий. 2С этого периода и до 1564 года Курбский пишет свое произведе ние уже как очевидец данных событий. «Курбский бежал в Лит ву в апреле 1564 года» (Соловьев С. М. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1997. Т. 1. С. 567). 3 Архим. Иаков. Летопись событий Кирилло-Белозерского монас тыря / / К свету. 1996. № 15. 4Митр. Макарий. Кн. 4. Ч. 1. С. 74. ИЗ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz