Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
В ВОДОВОРОТЕ МИРА Ну да вернемся вновь к изгнаннику и страстотерпцу1 Феодориту, укрывшемуся от мести бесовской в другом ос нованном им монастыре «в Кандалошской губе, на усть реки Нивы, над морем на наволоке». Здесь Феодорит пре бывал до 1551 года. В этом году давний друг Феодорита по пустыни в Бело- зерье старецАртемий, стойкий «нестяжатель» и подвижник высокой духовности, был призван царем Иоанном Грозным из Комельского Введенского монастыря, где с 1548 года он был на игуменстве, и царским повелением поставлен во игумены Троице-Сергиевой обители2.Мы уже касались того обстоятельства, что высшая государственная и церковная власть на Руси, видя духовное неблагополучие, охватившее монастыри, пыталась исправить положение, привлекая к руководству обителями старцев - «нестяжателей». Эта по литика также совпадала с планами Иоанна Грозного при подготовке Стоглавого Собора, на котором он предполагал, опираясь на теорию «нестяжательства», произвести секуля ризацию монастырских земель3. Такова была причина избрания игумена Артемия. Эти же планы побудили Грозного призвать и Феодорита в Москву, поставив его начальствовать в крупном Спасо- Евфимиевом монастыре в Суздале с возведением в сан 1«Страстотерпцы» - те, которые претерпели страдания во имя Гос пода по коварству и клевете ближних своих - единоверцев» (Сло варь. С. 671). 2См. об этом: Карташов. С. 510-511; Костомаров Н. И. Русская исто рия. Ростов, 1997. Т. 1. С. 440. 3См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. JI., 1988. Ч. 1. С. 71. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz