Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).

полуострова можно встретить подобные названия двух губ (заливов) - Восточная и Западная Нокуевские, или Куку- евские, между которыми расположен и остров Нокуев'. Лю­ бопытно, что остров Нокуев своим географическим распо­ ложением - «запиранием» входа в залив, можно сказать, просто копирует наш остров в устье Порьей. Ранее мы уже обращали внимание на то, какую трансформацию претер­ пело название монастырского острова в устье губы Порьей: от «острова Палий», через «Паленый» и до современного «Горелого». Скорее всего, название «Палий», явно славян­ ской этимологии, появилось после того, как на острове случился некий памятный пожар («Пал» - обгорелый лес; др.-слав,)2 или же иноки занялись здесь чем-то, связанным с постоянным «палением»: вываркой соли, выплавкой се­ ребра - занятиями, издревле бытовавшими на этих остро­ вах. В первоначальной же, саамской, топонимике назва­ ние острова, очевидно, было иным, и, надо полагать, со­ хранилось лишь в имени монастыря - «Кокуев». Особую древность поселения в Порьей губе косвенно подтверждает и грамота царя Феодора Иоанновича датс­ кому королю Фредерику II о том, «что поморская земля изстари царская вотчина». Перечисляя важнейшие по древности поселения, где «из давних лет люди наши сели и умножели», грамота указывает: «монастырь Печенской, и волость Кола, и Порьягуба»3. 1Мужиков В. Г. Географический словарь Мурманской области. Мур­ манск, 1996. С. 98. 2Небезынтересно будет отметить и то, что слово «палий», кроме того, еще означает монашескую одежду - мантию малой схимы. См.: Словарь. С. 405. 3Жалованные грамоты царя Федора Иоанновича / / Отечественные записки 1829 года. СПб., Кн. CXV. С. 221. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz