Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей : исторические материалы к прославлению и написанию жития / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. –141,[2] с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 1).
Эта Никольская церковь была «весьма почитаема на всем Кольском полуострове» \ Почему же была так почи таема обычная приходская церковка скромного поселения в Порьей губе? Скорее всего, именно по причине, упомя нутой выше: эта Никольская церковь - наследница перво го Свято-Никольского Кандалакшского монастыря, осно ванного Феодоритом около 1550 года. И более того. Надо полагать, что Феодорит, закладывая в устье реки Нивы монастырь в память именно святителя Николая, имел в виду и духовное наследование истории первого на Мурман ском берегу древнего «уединенного монастыря св. Нико лая на Печенге против Варгава»2, разоренного шведами в начале XVI века3. Уместно будет вспомнить и то, что вся монастырская юность Феодорита прошла именно в Ни кольском скиту Шуереченского погоста. Теперь самый сложный вопрос - что за название та кое «Кокуев, или Кукуев монастырь»? Известна попытка объяснить его происхождение по аналогии с построенным приблизительно в эти времена (1581 год) Ермаком при покорении Сибири неким земляным укреплением на реке Серебряной под названием Кукуй-городок. «В том и дру гом случае слово это могло быть заимствовано от кукуш ки, служащей искони символом сиротства и родственной печали, которыя могли возбуждать в душе мирных пус тынножителей и храбрых козаков отдаленность места и 1Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время. Историко-крае- ведческий словарь. Мурманск, 2001. С. 211. 2 Карамзин. Т. 8. С. 675. 3 См. А. Чумиков. О перемирии, состоявшемся между Швецией и Россией в 1537 году. Шведский список с Царской грамоты 1537 года / / ЧИОИДР. СПб., 1895. Т. 4. С. 5. 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz